Ошибок не делает тот, кто не делает ничего. Так гласит народная мудрость. Если говорить про работу, эта мудрость актуальна для сотрудника любого уровня, хотя лично я уверена, что большинство ошибок можно избежать и предотвратить. Однако жизнь есть жизнь и даже у маститых специалистов случаются проколы в профессиональной деятельности. Что уж говорить, к примеру, про новичков, для которых каждая похвала и каждое нарекание решают многое?
К примеру, если случилась какая-то неприятность на работе, во-первых, не считайте себя неудачником или нерадивым работником только потому, что один из коллег вашего офиса или клиент компании посчитал вашу работу не соответствующей его ожиданиям. Но если виноваты вы и получили нагоняй заслужено, самое время научиться справляться с такими ситуациями и извлекать уроки и силу.
Провал дела по форс-мажорной причине (заболели сами, заболел ребенок, еще что-то реально плохое произошло) не должен портить вам жизнь несколько следующих месяцев. Если ваш руководитель не смог по тем или иным причинам понять вас, и вы получили массу негативной реакции — оставьте их вне ваших душевных терзаний. Ну что еще вы можете сделать? Ведь если бы у вас опять был выбор — лечить ребенка или делать задание— вы ведь выбрали бы первое? Снова и снова. Так что терзаться бесполезно. Правда, если есть возможность сообщить о сложной ситуации, в которую вы попали, честно опишите ситуацию. Поверьте, если негативный отзыв о сложившейся ситуации единичный, а ваше объяснение разумное и честное, ни о каком финале карьеры или вашей репутации речи и быть не может.
Да, иногда можно «наломать дров», что называется, и вы понимаете что сами виноваты. Делали впопыхах, не поняли и не уточнили задание, не перепроверили нюансы, не изучили тему и надеялись отделаться «малой кровью». А тут раз — и недовольство руководителя. Причем — недовольство глобальное. Эта ситуация уже бьет по самооценке сильнее. Но вы человек, всего лишь человек, и можете иногда сделать работу не очень хорошо. Главное, чтобы это не переходило в систему.
Когда работа провалена, то есть не сделана в принципе, то самое время перезагрузиться. Потому что биться головой о стену все равно бесполезно. А вот перезагрузка может помочь появиться разумным мыслям. Только не о том, какой вы безответственный человек и как вы вообще могли променять работу на переписку с друзьями или на личный разговор по телефону в жаркую рабочую пору. Корить себя не стоит. Сейчас самое время подумать о выходе из ситуации. Разговор с недовольным руководителем не должен быть причиной, чтобы усомниться в себе.
Лучший вариант — продолжать делать свою работу так, как это можете делать вы, то есть на вашем обычном должном уровне. Так вы не только поможете нивелировать негативное впечатление от вашего провала какого-то дела, но и вполне возможно получите комплимент. Ведь не зря же вас взяли на это место или вы работаете на этой позиции уже столько времени! Навряд ли кто-то в наше время держит сотрудников из сострадания, или изо всех сил терпя и закрывая глаза на многочисленные «ляпы» (надеюсь, это точно не ваша история!). Всякое бывает. Так что не стоит терять уверенность в своих силах, чтобы ни случилось.
Если проблема носит разовый характер, то это здорово! Значит, вы человек, а не робот. С чем вас искренне и поздравляю! А если что-то повторяется несколько раз, то стоит подумать о том- испробовали ли вы разные варианты и пути решения задачки? Видимо, «урок» будет повторяться, пока вы его не выучите.
Психологам известен синдром выученной беспомощности когда человек долго решает одну и ту же проблему и ему это никак не удается, то в определенный момент он смиряется с неудачей и не предпринимает больше никаких усилий. Его охватывает чувство собственной ничтожности, никчемности, мир кажется чужим, злым и абсолютно непредсказуемым.
Но жизнь не хороша и не плоха сама по себе, она такая, какой мы ее видим и какой интерпретируем, поэтому и беспомощность называется выученной, т.е. усвоенной в результате нескольких безуспешных попыток. Любая неуспешность человека является по своей сути проблемой психологической. Когда человек «застревает» на проблеме, он использует один и тот же участок мозга, как бы постоянно прокручивает одну и ту же пластинку. Вот зачем нужна перезагрузка!
В сложный жизненный момент не стоит делать односторонние оценки, говоря себе “я- не ок”, или “они - не ок”. Реалистичным взглядом на мир является признание в нем проявления несовершенства и нерешенных проблем и принятие этого в качестве материала для учебы, для исправления или как обычного фактора жизни.
Каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен. Для этого нужно не бояться пробовать что-то новое для себя, и не бояться ошибки, неудачи, критики. Ведь все это обратная связь для развития и совершенствования.
Все происходящие события, которые производят на вас глубокое впечатление полезно рассматривать как зеркало жизни, которое позволяет разглядеть и понять получше себя и других.
Я пишу сегодня видимо и сама, находясь в очередной раз на каком то поворотном пункте своей карьеры, своей жизни. Не знаю, был ли для вас наш разговор (и два предыдущих) особо актуальным или хотя бы полезным с точки зрения некоторых вопросов к себе, но одно я знаю точно: часто в нашей жизни имеет решающее значение не само событие, а то как мы к нему относимся.
Есть факт, и есть суждение о нем. Скажем, молодой человек потерял работу. Это факт. Но катастрофой это стало только в представлении несостоявшегося сотрудника..
Я знаю по себе, что когда я действую целенаправленно, то обычно чувствую себя цельной и сравнительно счастливой, невзирая на внешние обстоятельства, которые могут оказаться довольно жесткими. Каждый этап моего обучения (я успела поучиться в разное время в нескольких вузах) влиял на смену моих интересов, и соответственно работы, у меня случались профессиональные и творческие кризисы и я меняла направления своей деятельности, пробуя себя в новых ролях, понимая, что потом не буду жалеть, что не попробовала.
Как бы банально это не звучало, но не будьте рабом обстоятельств. Действуйте, так или иначе. Получается, что для движения, для роста, для счастья нужна проблема… и позиция, которая выражала бы готовность ответить на проблему действием, ведущим к ее решению. Вот она - точка перезагрузки, ведущая нас вперед.
Часть 1 здесь.
Часть 2 здесь.
Автор: Елена Королева
Коуч по самореализации
Тренер программы "Мой путь. Моя Самореализация"
Фото: Shutterstock
P.S. В рассылке (оранжевая форма справа вверху) – всегда больше материала по теме самореализации, профессионального и личностного роста!
Еженедельно мы говорим о времени и его нюансах, о том, как раскрыть свой потенциал, о личной эффективности, с учетом современной реальности, а не абстрактных концепций, шаблонов и стереотипных идей. Подписывайтесь, чтобы получать вовремя отобранную и полезную информацию. Без спама и рекламы. По делу.
P.P.S. Поделись ссылкой на статью с друзьями!