Друзья!
В этой статье мы резюмировали основные советы для соискателей, потому что в кулуарах бизнеса можно услышать, в том числе, и такое мнение-сетование: как сложно найти достойных кандидатов, несмотря на то что ситуация на рынке труда вроде бы в пользу работодателя!
Участвуя в любых переговорах (а собеседование -- это именно переговоры, по своей сути), всегда полезно ставить себя на место партнера, чтобы лучше понять, что он хочет. В этой статье предлагаем вам советы, подслушанные именно с той стороны баррикад, чтобы посмотреть на себя с точки зрения работодателя.
«Не ленитесь писать письмо к резюме»
Многие говорят -- да зачем? Не нужно оно! Все-все же есть в резюме!
Тут следует понять, что сопроводительные письма помогают уставшим эйчарам быстро понять, насколько кандидат заинтересован в работе в компании и чем он хорош. Ведь в письме будет четко, парой фраз, подчеркнуто основное преимущество кандидата. Да и понятен его слог, его позиция, отчасти.
Если у кандидата хорошее сопроводительное письмо , то его шансы быть приглашенным резко возрастают, даже если он не подходит под все требования.
«Узнайте побольше о компании»
Не сложно зайти на сайт компании, чтобы понять, чем она занимается, раз уже вы хотите в ней работать. Правда? И, вообщем-то, логично.
«Прикрепляйте к резюме более деловое фото»
Фотографии — это отдельная боль любого эйчара. Или смех. Ну это уж как посмотреть. Фото в машине, фото в кафе, селфи в зеркале в прихожей, чуть ли не в халате и тапочках. Эти люди действительно думают, что выглядят привлекательно в таком виде?
Но не стоит выкладывать и лучшее фото, а потом приходить на собеседование в таком виде, что в сравнении с фото вас узнать невозможно.
Как одеваться — тоже важно. Лучше заранее, при общении с приглашающих сотрудником проговорить тему дресс-кода компании, чтобы приблизиться к образу идеального кандидата.
«Звоните, если не придете, или если опаздываете»
Мы сами сталкивались: договариваемся с кандидатами о собеседовании, они соглашаются, а в назначенный день не звонят и не пишут.
Более ответственные кандидаты звонят, даже если опаздывают. Понятно, что лучше не опаздывать на собеседование, но всякое бывает. Если человек позвонил, извинился и сообщил, что скоро будет (или спросил -- имеет ли смысл теперь ехать?) -- он ответственный, плюс у него нормальные коммуникативные качества, он может и готов договариваться с людьми!
«Не рассказывайте негатив о прошлом месте работы»
Бывают мрачные личности, которые рассказывают, как им было плохо на предыдущем месте работы. Начальник был дурак. Все остальные тоже. Вообщем, ненпритяный поток эмоций взрослого (?) обиженного человека.
«Продумывайте свои вопросы, а еще тщательнее --запросы и их формулировки»
Если идете в небольшую или среднюю компанию, не стоит сразу пускать в ход пресловутое "хочу карьерного роста". А вот если компания крупная, то это может быть уместным, как и вопрос о том, что компания может предложить сотруднику.
В той мере, в какой компания выбирает себе сотрудников, в равной мере и сотрудники выбирают себе компанию. Потому вопросы от сотрудников по поводу перспектив, будущих зарплатных ожиданий большинство адекватных работодателей считают справедливыми. Ведь компании спрашивают кандидатов о том, что они могут привнести в компанию, и почему они должны считать их точно подходящими кандидатами. Вот и кандидаты должны подготовить к потенциальному работодателю некоторые важные вопросы. Только формулировать их надо адекватно, чтобы не выглядило это заносчиво или как-то поспешно.
Сегодня людей на рынке труда много. Часть из них были сокращены. Я знаю такое распространенное мнение эйчаров: "нам неинтересен тот, кого сократили в первых рядах. Значит он был наименее полезен, потому что ценных не увольняют просто так, особенно в кризис".
Но многие понимают, что в рынке конечно есть и наиболее достойные кандидаты. Их ротация на рынке труда есть всегда, и в кризис тоже. Ну а самых лучших, с репутацией, чаще приглашают, и даже переманивают. Это понятно. Тем не менее, всегда есть шанс прийти со свободного рынка и устроиться в хорошую компанию. Надо только понимать куда ты идешь, и насколько ты подходишь им, и действительно хотеть работать там, конечно!
Когда у человека есть мотивация работать именно в какой-то компании (по тем или иным причинам, помимо денежных) -- это заметно, это считывается и добавляет "обаяния" кандидату. Например, когда нравится эмоционально бренд, или когда кандидаты наслышаны о внутрикорпоративной культуре и им импонируют ценности, которые разделяют люди в коллективе и т.д.
"Готовьте правильные ответы"
Мало кто из кандидатов пытается посмотреть на свое резюме глазами работодателя и увидеть места, которые вызовут вопросы.
Например, у соискателя был долгий перерыв в карьере. Или поиск работы слишком затянулся. Приготовьтесь внятно ответить, почему ушли с последнего места работы или проработали там меньше полутора-двух лет.
Обычно предпочитают нанимать людей, которые остаются на одном месте 2–4 года. А если у вас в резюме один за другим идут сроки работы 7, 6 и 4 месяца, объясните это. Разумеется, если вас вообще позовут на собеседование.
"Посмотрите отзывы клиентов и сотрудников о компании"
Это всегда полезно. Понятно, что у всякой компании могут быть некие скелеты, но ведь дыма без огня не бывает? Если вы прочитали вовсе не один гневный и аргументированные отзыв, стоит задуматься -- так ли уж интересна компания, которая за красивым фасадом или крупным брендом имеет такие вот регулярные (судя по отзывам) проблемы и истории?
"Посмотрите на свои аккаунты в социальных сетях глазами постороннего человека"
Проведите собственный аудит своих личных страничек, особенно если претендуете на приличную должность в довольно известный бренд. Все чаще сотрудники, которые занимаются поиском кандидатов, посматривают на аккаунты в социальных сетях. Проследите, чтобы там не было отталкивающего компромата.
"Во время собеседования держитесь на равных"
Тогда больше шансов, что вы впишетесь в коллектив. Когда соискатель либо слишком волнуется и быстро-быстро говорит не по делу, либо ведет себя слишком самоуверенно, это раздражает.
"Будьте проактивны: ищите варианты, не сдавайтесь раньше времени, проявляйте волю и ощущайте собственную ответственность за свою карьеру"
Я много работаю с клиентами, консультируя по развитию карьеры (не только по развитию своего проекта). Я вижу по многим историям, что несмотря на кризис, адекватно оценивая себя и четко понимая, что хочется, и что приемлемо, можно найти и свою компанию и свое место под солнцем!
Я не понимаю людей, которые громко жалуются, что сейчас они никому совсем не нужны. И так говорят люди не просто из небольших селений. Такое я слышу от людей, живущих в столице! Так не бывает! И дело не только в том, что в кризис меньше вакансий. Их не меньше, если вы посмотрите соответствующие сайты. Другое дело, что вы конкретно умеете, знаете (насколько вы ценный сотрудник, если сравнивать вас среди вашей референтной группы) и в том -- как вы мыслите, какую позицию занимаете. Даже в кризис можно найти работу, и можно найти подходяющую себе работу, а не абы-какую, если занимать проактивную позицию (то есть брать ответственность за свою судьбу в свои руки!).
Что касается небольших городов. Да, понятно, что сложнее. Нет уж слишком большого разнообразия деятельности и вакансий, как в крупных городах. Однако, я всегда исхожу их позиции (и она меня никогда не подводила и в моих собственных карьерных поисках в разные времена), что многое, очень многое, в гораздо большей степени, чем вы думаете, зависит от самого человека. Можно всегда пенять на те или иные обстоятельства, физические и иные характеристики третьих лиц и объектов, однако только от вашего первичного движения будет какой-то результат. Если вы мало предпринимаете усилий, или не те усилия, мало прокачиваете собственных внутренних и внешних ресурсов, то и в большом городе не сможете найти себе подходящее место.
Я всегда в первую очередь обращаю внимание кандидатов (с которыми мы прокачиваем их резюме, рассматриваем вакансии и готовимся к собеседованиям) на их локус контроля.
Если локус очень внешний, то есть почти все в жизни этого кандидата зависит от рынка, от правительства, от того, что дали или недодали родители в детстве -- кашу не сваришь даже с неплохим резюме. Ведь от кандидата, увы, совсем, ну совсем ничего не зависит. Он -- просто рыба, в океане чужой воли и внешних обстоятельств. Ну да. Всегда кто-то виноват и что-то мешает. Или корона огромная на голове -- все автоматически должно же сложиться, ведь он такой замечательный, но не складывается и все это не просто "несправедливость", но конкретные упущения кого-то.
Если локус внутренний, и человек больше оценивает свои силы и границы их влияния на обстоятельства, то и самооценка адекватная, а главное -- стабильная, и запросы адекватные и человек чаще понимает, что он хочет и на что в реальности может рассчитывать. И даже если в резюме все очень скромно пока, такие люди устраиваются и делают это успешно, проявляя инициативу, смелость, волю, креативность. Во всяком случае я получаю обратную связь, что довольны и у них получилось все, что мы с ними обсуждали и над чем работали в индивидуальной консультации. Что и требовалось доказать!
Если нужна помощь с составлением или оттачиванием резюме (на русс., или англ.) или подготовкой к собеседованию, то обращайтесь! Подробное описание чем могу помочь здесь
Елена Королева
Консультант по самореализации, карьерный консультант
Тренер программы "Мой путь. Моя Самореализация" -- 60-дневной онлайн программы раскрытия своего потенциала.
Фото: Shutterstock
P.S. В рассылке (оранжевая форма справа вверху) – всегда больше материала по теме самореализации, профессионального и личностного роста!
Еженедельно мы говорим о времени и его нюансах, о том, как раскрыть свой потенциал, о личной эффективности, с учетом современной реальности, а не абстрактных концепций, шаблонов и стереотипных идей. Подписывайтесь, чтобы получать вовремя отобранную и полезную информацию. Без спама и рекламы. По делу.
P.P.S. Поделись ссылкой на статью с друзьями!
Подпишись на мой ютуб канал с ответамина вопросы читателей и слушателей